МБОУ Иройская СОШ
улус Ташир Селенгинского района Республики Бурятия
  • Детям с ограниченными возможностями здоровья

    Обучение детей с ОВЗ в школах: способы и особенности.

    Как и в каких школах могут учиться дети, у которых проблемы со здоровьем.

       Аббревиатура ОВЗ расшифровывается как ограниченные возможности здоровья. Под этим термином обычно понимают нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержку психического развития, умственную отсталость, расстройства аутистического спектра.                                                                             

       ОВЗ — не равно инвалидность. Это педагогическое понятие, а «инвалидность» — медицинский термин. Статус ОВЗ даёт психологомедико-педагогическая комиссия (ПМПК), а инвалидность устанавливают врачи на медико-социальной экспертизе. У ребёнка может быть инвалидность без статуса ОВЗ. Например, у ребят с сахарным диабетом. И наоборот: ребёнок с задержкой развития может не иметь инвалидности.

                                                                                                              Обучения детей с ОВЗ

       Образование детей с ОВЗ вызывает множество организационных вопросов у школ и самих родителей. В какую школу должен ходить такой ребёнок? Может ли он учиться вместе со сверстниками? Какие условия должна создать для него школа?

      Попробуем разобраться. При обучении детей с ОВЗ действительно есть особенности. В начальных классах для таких учеников действуют специальные образовательные стандарты:

    - ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ;                                                                                                                                                                                                     - ФГОС начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью.

    В средней и старшей школе школьники с ОВЗ учатся по обычным ФГОС. Но кроме ФГОС, в жизни таких школьников есть другие документы, влияющие на их обучение: - Адаптированные образовательные программы (АОП). Пишутся на один год для конкретного ребёнка с ОВЗ.

    - Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП). Пишется на уровень образования, например, начальное звено.

    - Индивидуальный учебный план (ИУП). Разрабатывается с учётом образовательных потребностей конкретного ребёнка. В основном применяется при надомном обучении.

    - Специальная индивидуальная программа развития (СИПР). Разрабатывается для ребёнка с тяжёлой умственной отсталостью или множественными нарушениями, который не может освоить программу в соответствии с возрастной нормой.

    Обычно дети с ОВЗ перед поступлением в первый класс проходят ПМПК. При этом по рекомендации комиссии ребёнок, имеющий проблемы со здоровьем, может пойти в школу не с 6,5–7, а с 8 лет. Психолого-медико-педагогическая комиссия в зависимости от тяжести нарушения здоровья ребёнка предлагает ему обучение по одному из четырёх вариантов:

    - первый (цензовый) — если ребёнок близок к возрастной норме и способен усваивать обычную школьную программу в срок;

    - второй (цензовый) — если ребёнок может усвоить программу, но ему нужно на это больше времени;

    - третий (не цензовый) — ребёнок может учиться, но не сможет усвоить весь материал даже за больший срок;

     - четвёртый — у ребёнка индивидуальный уровень конечных результатов, обычно это дети с тяжёлой умственной отсталостью или множественными нарушениями, которые учатся по СИПР.

       Заключение ПМПК действует до конца четвёртого класса. После окончания начальной школы ребёнок снова проходит комиссию. Здесь возможны три варианта развития событий: 

    - диагноз снимают, и школьник переходит в класс нормы; 

    - диагноз продляют;

    - диагноз меняют на другой в зависимости от новых показателей.

       Если в конце обучения ребёнок с ОВЗ не освоил программу, то вместо аттестата он получает свидетельство об обучении и не может обучаться дальше в сузе или вузе, но может пройти профессиональную подготовку по доступным специальностям. Обычно это дети, которые учились по четвёртому варианту. Если же ученик с ОВЗ успешно освоил программу и прошёл итоговую аттестацию, он получает обычный аттестат.

       Заключение ПМПК, в котором определяется программа для обучения конкретного ребёнка, носит рекомендательный характер, то есть родители могут не отдавать документы администрации школы. Но тогда ребёнок не сможет рассчитывать на специальные условия, которые должна обеспечить школа для обучения детей с ОВЗ: - сопровождение тьютора, который будет помогать одному или нескольким ребятам с ОВЗ; 

    - занятия с дефектологом, логопедом, психологом по индивидуальным программам;

    - специальные технические средства, например, пандус для детей на коляске или верботон для детей с нарушением слуха;

    - специальные учебники и дидактические материалы, например, увеличенные картинки для детей с нарушением зрения. В статье 79 закона «Об образовании в Российской Федерации» выделяют несколько форм обучения детей с ОВЗ:

    - в инклюзивном классе массовой школы,

    - в коррекционном классе массовой школы,

    - в коррекционной школе,

    - надомное образование,

    - семейное образование.

        Инклюзивное обучение в обычной школе

      Инклюзивное обучение предполагает, что дети с ОВЗ и здоровые учатся вместе в одном классе, на равных проводят перемены, посещают столовую или школьные праздники. У инклюзивного обучения есть ряд неоспоримых преимуществ:

    + Дети с ОВЗ находятся вместе со здоровыми, и ребята быстро привыкают к тому, что все люди разные.

    + Школьники учатся взаимопомощи и развивают эмпатию.

        Однако инклюзия считается спорным вариантом обучения, потому что имеет ряд проблем:

    - Школа по месту жительства не имеет права отказать ребёнку в обучении, но в это же время не имеет права его взять без создания специальных условий, например, наличия пандусов.

    - Создание специальных условий может стать проблемой, которую школа не в силах решить самостоятельно. Так, не в каждой образовательной организации есть бюджет на то, чтобы иметь в штате дефектолога и тьютора.

    - Администрации некоторых школ принимают детей с ОВЗ, чтобы получить статус «инклюзивной школы», но не отправляет преподавателей на переквалификацию. В результате учителя просто не знают, как работать с классом, в котором есть ребёнок с проблемами со здоровьем.

    - Многие родители стремятся, чтобы их ребёнок с ОВЗ «был, как все», и совершенно забывают про его индивидуальные потребности. А родители детей с нормой не всегда готовы к тому, что в их классе учится школьник с ОВЗ. Всё это порождает психологические травмы и конфликты.

     Коррекционный класс в обычной школе

       В педагогической среде такая форма обучения детей с ОВЗ называется интеграцией. Не стоит путать с инклюзией. При интеграции ребят с ОВЗ одного возраста объединяют в отдельный коррекционный класс. Получается, что дети с ОВЗ учатся отдельно, по своей программе, но общаются с остальными сверстниками на переменах. Преимущества интеграции:

    + дети с ОВЗ занимаются по своей программе и не чувствую себя отстающими;

    + они находятся в коллективе.

      Проблемы в интегративной среде такие же, как в инклюзии. А главный недостаток заключается в том, что коррекционный класс воспринимается обществом как нечто «на ступень ниже» — «пятно» на репутации ребёнка и в истории школы.

    Коррекционная школа

       В коррекционную школу принимают только детей со статусом ОВЗ. В таких школах учатся дети с похожими нарушениями, например, коррекционные школы для глухих или для детей с нарушениями опорно–двигательного аппарата. Раньше коррекционные школы обозначали римскими цифрами по типам нарушений — с I по VIII. Сейчас такого разделения нет.

       В обучении в коррекционной школе есть плюсы:

    + дети находятся среди детей с таким же диагнозом и не чувствую себя ущемлёнными,

    + программы рассчитаны под определённую особенность,

    + такие учебные заведения оборудованы всем необходимым для эффективных занятий, например, наушники в школе для глухих или увеличенные карты для детей с нарушениями зрения;

    + часто ученики уже знают друг друга, потому что посещали один детский сад.

       Но существуют и довольно существенные минусы:

    - дети редко взаимодействуют со здоровыми сверстниками и привыкают жить в узком микросоциуме,

    - под влиянием окружающей среды и стереотипов выпускники коррекционных школ не стремятся получать высшее образование. 

    Надомное обучение

      Ребёнок с ОВЗ может числиться в классе массовой или коррекционной школы, к нему будут приходить учителя домой или вести занятия дистанционно. Для организации надомного обучения школе необходимо создать ИУП, распределить нагрузку по преподавателям и рассмотреть возможные формы аттестации. Чтобы перевести ребёнка на надомное обучение, необходимо заявление родителей и заключение медико-социальной экспертизы. При этом право на него имеют только дети с заболеваниями из определённого перечня. Главное преимущество такого образования — он подходит для маломобильных детей и тех, у кого сложные нарушения.

       Минусы:

    - родителям необходимо создать условия для обучения дома, например, открывать дверь педагогу, если ребёнок малоподвижен;

    - надомникам приходится много материала изучать самостоятельно.

     Семейное образование

      Семейное обучение подразумевает получение образования вне стен школы, то есть самостоятельное освоение программы. Ответственность за качество образования при этом лежит на плечах родителей. Учиться можно дома самостоятельно или дистанционно в онлайн-школах. Чтобы перейти на семейное образование, необходимо проинформировать департамент образования, отчислиться из школы, выбрать школу для аттестации и организовать сам учебный процесс.      У семейного обучения много преимуществ:

    + дети могут учиться в комфортном темпе и с оптимальной нагрузкой;

    + весь образовательный процесс происходит дома в комфортной обстановке;

    + родители могут не обучать самостоятельно, а выбрать онлайн-школу;

    + у детей есть время на дополнительные занятия или хобби.

        Минусы:

    - трудозатратно для родителей, если они хотят обучать ребёнка самостоятельно;

    - при неграмотной организации учебного процесса дети не будут успевать по программе;

    - для прохождения промежуточных аттестаций нужно прикрепляться к массовым школам, при этом трудно найти образовательную организацию для аттестации по адаптированной программе;

    - дистанционное образование мало доступно для детей с нарушениями слуха, зрения, множественными нарушениями;

    - онлайн-школы платные.

    Сведения о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для лиц с ограниченными возможностями здоровья

    Во время проведения занятий где обучаются обучающиеся с ОВЗ,  примененяются мультимедийные средства, оргтехника и иные средства для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями. 

    Для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины преподавателями дополнительно проводятся групповые и индивидуальные консультации,  для информирования родителей имеется сайт школы, электронный дневник.

    Форма проведения текущей и итоговой аттестации для лиц с ОВЗ может быть установлена с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, в форме тестирования и т.п.). При необходимости  проводится подбор и разработка учебных материалов в печатных и электронных формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

    Учебные кабинеты оборудованы специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования, в том числе для детей с ОВЗ. Это:

    ·         мультимедийные комплексы (проектор и экран),

    ·         интерактивные доски,

    ·         ноутбуки ученические

    ·         оборудование лингафонного кабинета,

    ·         телевизор,

    ·         МФУ.

    Адаптивные программы дополнительного образования, секции и кружки

    Свяжитесь с нами через форму обратной связи

    Меры поддержки

    Меры поддержки семей участников  СВО.
    Меры поддержки семей участников СВО
    Питание Соцподдержка ОВЗ
    Меры социальной поддержки детей из семей лиц, принимающих участие в специальной военной операции. Предоставляются следующие меры социальной поддержки детей из семей лиц, принимающих участие в специальной военной операции: — внеочередной прием ребенка в муниципальное дошкольное образовательное учреждение, дошкольную группу муниципального общеобразовательного учреждения; — освобождение от платы, взимаемой за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях; — обеспечение детей, обучающихся в 5 — 11 классах муниципальных общеобразовательных организаций, бесплатным горячим питанием; — детям участников специальной военной операции предоставят преимущественное право зачисления в спортивные секции. Предоставление указанных мер поддержки осуществляется при предоставлении в образовательное учреждение следующих документов: 1) заявления законного представителя* или уполномоченного представителя** о предоставлении меры поддержки; 2) копии документа (справки), выданного военным комиссариатом, подтверждающего участие гражданина в специальной военной операции, при предъявлении оригинала документа. * законный представитель — родитель (усыновитель), супруг (супруга) родителя (усыновителя) ребенка, ** уполномоченный представитель – представитель по доверенности родителя (усыновителя), супруга (супруги) родителя (усыновителя). При обращении с документами в образовательное учреждение уполномоченного представителя предоставляется копия доверенности, подтверждающей полномочия уполномоченного представителя на осуществление действий от имени родителя (усыновителя) ребенка, супруга (супруги) родителя (усыновителя) ребенка при предъявлении оригинала доверенности, подтверждающей полномочия.
    Мера поддержки 2.
    Мера поддержки 2
    Стипендия ОВЗ
    Разместите описание мер поддержки. Примерно от 50 до 100 символов.

    Информация для родителей по оказанию образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья в школе

    В  школу на ступени начального общего, основного общего образования принимаются все подлежащие обучению граждане, проживающие на данной территории и имеющие право на получение образования соответствующего уровня при наличии свободных мест.

    В образовательном учреждениичастично  оборудован кабинет педагога - психолога для осуществления деятельности. Занятия проводятся по утверждаемому администрацией школы расписанию.

    Специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ - условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование:  специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания,  специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,  специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования,  предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь,  проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

    В основе работы с детьми ОВЗ в нашей школе лежит социальная адаптация, концепция равных возможностей для всех учащихся.

    Процесс обучения детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в школе строится следующим образом:

    групповые занятия – посещение уроков с классом (по расписанию класса);

    индивидуальные занятия – дети занимаются с педагогами индивидуально;

    домашнее обучение – педагоги ходят заниматься к учащимся домой

    Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

    Вход в школу.

    Для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата у входа в школу установлен пандус с поручнями. Ширина пандуса  не менее 90 см. Необходимыми атрибутами пандуса являются ограждающий бортик (высота - не менее 5 см) и поручни (высота - 50-90 см).

    В школе  нет в наличии специальных оборудованных учебных кабинетов, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Имеющиеся учебные кабинеты подходят для занятий с детьми, ограничения здоровья которых позволяют заниматься в стандартно оборудованном учебном кабинете

    Подробнее об оборудовании школы для детей с ограниченными возможностями
    Подробнее об оборудовании школы для детей с ограниченными возможностями
    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике